Методические рекомендации.Фольклорно-этнографическая экспедиция.
Особое место в изучении и освоении традиционной народной культуры играют фольклорно-этнографические экспедиции. Целью фольклорных экспедиций является, прежде всего, ознакомление с живой традицией, формирование устойчивого интереса к народной культуре.
Основная задача экспедиционной работы - это общение с пожилыми людьми, т.е. аутентичными исполнителями, которые хорошо знают традиционную культуру своего края. Поэтому чаще всего маршруты рекомендуется организовывать местным работникам культуры, руководителям фольклорных ансамблей и их участникам в деревнях и сёлах своих районов.
Если же экспедиционная работа проходит в незнакомых местах, то надо заранее ознакомиться с картой местности, получить сведения о данной территории и о «носителях традиции» в местной администрации, в краеведческом отделе районной библиотеки или местном краеведческом музее. Таким образом, можно получить информацию об известных исполнителях или существующих еще народных ансамблях, а также другие полезные для собирателя рекомендации.
Во время выезда на село руководитель и участники ансамбля воочию видят деревенский быт и домашнюю обстановку традиционного исполнителя. Общение с традиционными исполнителями – важная часть работы, потому как именно они могут рассказать «приезжим» о предметах домашнего хозяйства, показать свой свадебный наряд, исполнить песню.
Если нет соответствующей аппаратуры для записи фольклорного материала, то самым доступным и интересным способом фиксации услышанного и увиденного являются полевые тетради. Руководитель фольклорного ансамбля, оказавшийся в экспедиции впервые, может записать в своей тетрадке-дневнике основные сведения: маршрут экспедиции, участников экспедиции, информаторов. А также составить маленький словарик куда можно вписать услышанные «непонятные» слова (диалектизмы), или записать (в том объёме, в котором успеет) материал репортажей: песенные тексты, рассказы. Запись фольклора следует начинать с просьбы исполнить самые любимые произведения информатора. Если есть диктофон, видеокамера, то записывать надо весь репертуар исполнителя и даже его «говор». Не следует пренебрегать записями произведений литературного происхождения, так как талантливые исполнители зачастую делают эти тексты весьма своеобразными.
Расспрашивая людей, лучше придерживаться неофициального тона. Слушать информаторов внимательно, не задавать «лишних», бестактных вопросов, не показывать своё «всезнайство»! Помнить главную заповедь фольклориста: «мы пришли учиться, а не учить».
При работе с отдельными исполнителями надо помнить о том, что нельзя начинать опрос с разговора о фольклоре. Беседа с рассказчиком должна быть непринуждённой. Он может рассказать о своей семейной жизни, о том, как «было в старину», о деревенских делах, о международных или политических событиях, о событиях, связанных с войной, перестройкой. Собиратель должен внимательно следить за реакцией информатора. В случае отказа информатора принять участие в работе, нужно постараться уговорить его, ссылаясь при этом на уже состоявшуюся запись в соседней деревне или в соседних домах.
В своей работе нужно обязательно использовать вопросник, который поможет сберечь объективность в общении и получить больше информации. При использовании вопросников нужно указывать дату, когда сделана запись, фамилию, имя, отчество информатора и того, кто записывал. Вопросы должны активизировать память исполнителя, их надо составить так, чтобы они были понятны и доступны собеседнику, подсказывали ему детали содержания и отражали календарные обряды (зимний период, масленицу, весеннее-летний период, осенний период), семейно-бытовые обряды (свадебный, похоронно-поминальный обряды), а также не обрядовые лирические песни, частушки, игры.
Примерные вопросы:
- К какому приходу относился этот населенный пункт?
- Где было приходское село?
- Какие еще деревни входили в этот приход?
- Какие храмы были или имеются в настоящее время?
- Какова история этих храмов?
- Какие христианские праздники и святые почитались в данной
местности? Почему?
- Как готовились к празднованию Рождества?
- В какой день и в какое время дня было принято колядовать?
- Кто ходил колядовать: девушки, парни, дети?
- Что служило наградой за пение коляды? Кто вознаграждал и как?
- В какое время было принято гадать (в канун Нового года, Рождества, Крещения)?
- Какие действия сопровождали гадание? Какие слова при этом произносили гадающие?
- Как начиналась масленичная неделя? Были ли специальные приготовления к празднованию?
- Как отмечалась троицкая неделя (завивание березки, гадание по венкам, ритуальная трапеза)?
- Были ли какие-то специальные традиционные блюда на троицкой трапезе?
- Помнят ли информаторы о том, что когда-то в эти дни водились хороводы и при этом пелись песни? Какие песни исполнялись?
- Существовал ли «дожиночный обряд»?
- Имелось ли название у первого и последнего снопов?
- Исполнялись ли какие-нибудь песни перед жатвой, во время жатвы? и т.д
Для того чтобы приобщиться к миру русской народной культуры в условиях её живого бытования, выезды в экспедиции должны быть регулярными, потому что многие информаторы находятся в преклонном возрасте, их не следует утомлять длительными беседами. Лучше придите несколько раз, предварительно договорившись об удобном для них времени.
Работа по записи фольклора должна вестись планомерно и без спешки.
Лучше изучить меньше деревень, но всесторонне и глубоко.
Ведущий методист по фольклору
ГАУК БОМЦ «Народное творчество» Булаткин И.М.