МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сегодня, с появлением компьютера, Интернета, компактной, простой в обращении множительной техники появилась возможность самостоятельно издавать книги, журналы, разного вида буклеты, печатать афиши.
Приступая к изданию книги или какой-либо иной печатной продукции, всегда необходимо помнить, что тираж печатного издания предполагает широкий круг его читателей, что, тиражируя безграмотно оформленное издание, мы тем самым не повышаем, а понижаем культуру общества.
Книга – величайшее достижение человечества. Изобретение книгопечатания дало мощнейший стимул для развития цивилизации. Во времена, когда еще не было печатного станка, книги переписывались на пергаменте или бересте, стоили очень дорого и были доступны немногим. Собственно, это была еще не книга, а рукопись. Книгой она стала только тогда, когда появилась возможность ее напечатать, т.е. растиражировать.
На протяжении многих веков совершенствовалось искусство книжного оформления и отрабатывались определенные правила книгоиздания, пока не появилась современная книга, оформление которой подчинено строгим правилам целесообразности. Взяв ее в руки и еще не начав читать, о ней можно узнать очень многое: кто ее автор и о чем в ней написано; в каком году, где и в каком издательстве она вышла в свет; большое это издательство или нет, какие у него тиражи; кому принадлежит тираж книги; в какой типографии она напечатана; способ печати; шрифт; наличие иллюстраций; тираж; имя художника, который работал над этой книгой…
Все эти сведения печатаются на первом листе книги, который называется титульным листом, и на последней странице, где помещаются выпускные данные.
На обложке печатается имя автора и название книги, она красиво оформляется художником, но служит не столько для красоты, сколько для сохранения книги. Недаром она носит еще одно название - «переплет».
В книгоиздании, как и в любой другой деятельности, существуют свои жесткие правила, которые нельзя нарушать:
1. На обложке книги печатается фамилия автора (инициалы всегда помещаются перед фамилией); название книги, название книги никогда не берется в кавычки.
2. Титульный лист включает в себя две страницы: на первой странице титульного листа печатается фамилия автора; название книги; название издательства, в котором она издана, и год издания. На второй странице титульного листа (он называется обороткой титульного листа) печатается библиотечный классификатор – ББК; ISBN, включающий в себя все данные об издательстве, где книга вышла в свет; фамилии автора, художника, составителя книги; аннотация – краткое содержание книги и значок © перед названием издательства и фамилией автора. Он обозначает принадлежность тиража.
3. На последней странице книги печатаются выпускные данные. Эти сведения обычно помещает типография, в которой печатается книга, поэтому они и называются выпускными. Здесь печатается: тип издания (художественное, научное, публицистическое и т.п.); фамилия, имя и отчество автора, причем, инициалы расшифровываются; все типографские данные: формат; тип и способ печати; тираж; адрес типографии; время сдачи в печать и т.д. Никаких фотографий, иллюстрирующих текст, на последней странице помещать нельзя.
Здесь приведен пример самого простого книжного оформления, те данные, без которых книга не может выйти в свет. Существует и более сложное – серия или многотомник.
Разумеется, далеко не у всех есть возможность самостоятельно издать книгу, но это еще не значит, что мы не должны знать, как это делается. Однажды такая возможность может представиться.
Самый распространенный вид издательской продукции – буклет. Буклет – это рекламный продукт. Часто мы слышим от директоров Домов культуры о том, как трудно привлечь людей в клуб. Но мы почему-то думаем, что люди должны приходить в клуб только на какие-либо крупные мероприятия, часто забывая о том, что клуб – это объединение по интересам. Что же интересного для людей может предложить ваш клуб? – Об этом и должен сообщать буклет.
Каждый Дом культуры – районный, городской или сельский - должен обязательно иметь свой буклет, своеобразную «визитную карточку» учреждения.
Буклет должен содержать сведения:
- о режиме работы Дома культуры;
- о кружках самодеятельного художественного творчества и любительских объединениях;
- о местонахождении Дома культуры;
- краткую справку об истории Дома культуры (если она у него есть);
- краткую историческую справку о городе, селе, поселке;
- сведения о количестве жителей и названия учреждений, которые находятся на территории поселения.
Внизу на обложке буклета обязательно должно быть указано место издания (город, село, поселок) и год издания; сверху – официальная принадлежность (например: МУК «……..»).
Буклет может быть многостраничным брошюрного типа, напечатанным на мелованной бумаге, с многочисленными фотографиями, в красивой обложке; но можно сделать и очень скромный буклет на одном листе бумаги А4, сложенном гармошкой. Все зависит от имеющихся в вашем распоряжении средств. И даже самый простой буклет можно сделать очень красивым – было бы желание.
Далее буклет необходимо растиражировать (размер тиража делается в зависимости от количества населения) и распространить. В том случае, когда вы сделаете тираж в 5 – 10 экз., ваш буклет не будет соответствовать своему назначению – он не будет работать. Необходимо помнить, что печатная реклама гораздо действеннее устной, т.к. ее действие более длительно.
В селах вы можете просто разнести свой буклет по домам, чем заслужите еще и благодарность людей за внимание к ним. И баба Маня непременно придет к вам, управившись пораньше в огороде, чтобы поглядеть новые узоры по вязанию, и показать молодежи связанное своими руками…
Гл. редактор ГАУК «БОМЦ «НТ»
Т.Н.Симонова