Всероссийский конкурс вокалистов-любителей им.А.Д.Вяльцевой "Гори, звезда приветная!"
Знаменитую певицу конца XIX века Анастасию Вяльцеву современники называли "непостижимой", "странной", "загадочной", "несравненной". Потомки же так и не разгадали феномен, правда, они не очень и стремились к этому.
Родилась Анастасия Вяльцева в поселке Алтухово,
Навлинского района Брянской области в крестьянской семье.
Брянская земля отдала ей все сокровища: одухотворенную красоту, редкий, природой поставленный голос, тонкую благородную душу истинной аристократки.
Вообще-то, так не бывает. Бог, как правило, не отдает всего в одни руки, но Вяльцева, видимо, должна была выполнить свое служение. И она его выполнила блестяще и в очень короткий срок - за 42 года.
Как сверкающий метеор она пронеслась над Россией, разбрасывая, раздавая всем свою душу, свою жизнь, свою кровь. Она ушла, не пережив своей славы и таланта, в ореоле всеобщей любви и с именем "Несравненная". Можно ли пожелать лучшей судьбы?
Поэт Иннокентий Анненский, написавший в свое время "Книги отражений", и хорошо знавший, чем они иногда оборачиваются, говорил о "…развеянной душе…" певицы "…среди рассеянных, мятежных и бесслезных…", догадываясь о том, что готовит ей будущее.
Широта ли и бесшабашность национального характера тому причиной или так распорядился Клондайк русской культуры, где самородки, в буквальном смысле"лежат под ногами", - Бог весть, но о Вяльцевой скоро забыли. Часовня на ее могиле в Петербурге обветшала, архивных документов почти не осталось.
Лишь в 1971 году, в связи со столетним юбилеем Анастасии Дмитриевны Вяльцевой, сотрудники госархива Брянской области начали розыск документов, связанных с жизнью и деятельностью своей блистательной землячки. Надо сказать, что документы эти отыскивались отнюдь не в архивах или музеях - их присылали благодарные поклонники Несравненной, прочитав объявление о предпринятой акции, напечатанное в газете "Вечерний Ленинград".
Спустя пять лет, в 1976 году в Брянском издательстве "Придесенье" увидела свет первая книга о Вяльцевой "Чайка русской эстрады", написанная С.П.Кизимовой. Вторая ее книга - "Несравненная Анастасия Вяльцева: Историко-биографический очерк" - вышла в том же издательстве в 1999 году. Книга скромно названа очерком, но читается она как роман. В ней присутствует тот неповторимый аромат эпохи, который придает достоверность и непосредственность повествованию. Верно выбранный тон рассказа позволяет увидеть в характере героини сочетание не сочетаемого: крестьянской обстоятельности и практичности и высокого романтизма, врожденного благородства души. А если ко всему этому еще добавить "дивный голос твой, низкий и странный" (А. Блок), то можно будет понять, отчего публика сходила с ума на ее концертах.
Конец XIX века - время рождения в России совершенно нового вида сценического искусства - эстрады, основными жанрами которого стали городской романс и песня. Демократизация общества, дух свободомыслия, буквально пропитавший воздух того времени, дали мощный толчок развитию эстрады, вывели романс и песню из салонов, кафе-шантанов, варьете и оперетки к самому краю рампы, поставили артиста лицом к лицу со зрителем, "глаза в глаза".
Вот это-то как раз и признавала барышня-крестьянка Вяльцева, демократка до кончиков ногтей - разговор со своей публикой "с глазу на глаз", со всеми вместе и с каждым в отдельности. Каждый ее слушатель был уверен, что она поет только для него.
Вяльцева не получила систематического образования.
До конца своих дней она работала над совершенствованием своего мастерства: брала уроки у известных педагогов, бывала в Италии, да и в опере она пробовала свои силы лишь из стремления взять новую вершину. Тщеславие абсолютно не было ей свойственно. Быть может, именно поэтому она не оставила своей школы, хоть и состояла в числе "отцов-основателей" жанра. Не позволяло ей внутреннее чувство учить других, поскольку она считала себя недостаточно для этого подготовленной. Сразу же после смерти у нее появилось много подражателей.
Последователи появятся гораздо позднее.
В начале 90-х годов прошлого века, когда мы стали просыпаться от летаргии и понемногу приходить в себя, оказалось, что нам очень нужна наша национальная гордость - Анастасия Вяльцева, и что если бы ее не было, нам стоило ее придумать. Но она у нас была.
У меня в руках интересный документ - информационная карта мемориального театрализованного концерта "Несравненная Анастасия Вяльцева приглашает…"
Пред. ситуация: Забвение родовых корней.
Событийная основа: 80-летие со дня смерти певицы.
Форма: Мемориальный театрализованный концерт.
Место проведения: Навлинский р-н, п. Алтухово.
Пред. цель: Начать акцию "Возрождаем забытые имена".
Аудитория: Смешанная. Все категории.
Заслуживают внимания первый, пятый и шестой пункты.
Забвение - возрождение - необходимость этой акции для широкого круга лиц.
И не то, чтобы этот "круг лиц" был каким-то выдающимся меломаном, знатоком или блистал талантами - ему необходима была причастность к высокому и толика гордости за свою землю, давшую жизнь великой артистке.
Позднее эти концерты перерастут во Всероссийский конкурс вокалистов-любителей имени Анастасии Вяльцевой "Гори, звезда приветная!", который будет проходить раз в два года. В нынешнем году в ноябре месяце состоится уже пятый Вяльцевский конкурс - приглашаем всех желающих попробовать свои силы в исполнительском искусстве. Жюри будут возглавлять такие знаменитости, как народный артист СССР Александр Ведерников, заслуженная артистка России Римма Волкова, народная артистка России Людмила Иванова. А позже к любительской добавится и категория профессионалов. За его работой будет следить вся Россия, и он станет открывателем новых талантов.
… Ее именем назовут улицу в ее родном поселке, ее имя дадут детской школе искусств в Трубчевске, в ее честь будут установлены мемориальные доски.
Часовня на могиле Вяльцевой будет отреставрирована на средства Брянской области и Анастасия Вяльцева, наконец, вернется домой из своего холодного Петербурга.
Главный редактор
ГАУК «БОМЦ «Народное творчество»
Т.Н. Симонова