КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

241035, г.Брянск, ул. Майской Стачки, д. 6

59-61-04, nartwor@mail.ru

На протяжении веков в русско-украинском-белорусском приграничье сформировалось и сохранилось до сих пор в бытовании множество жанров языкового календаря, которые, собранные воедино, составили бы целый годовой цикл. Его строгому распорядку была подчинена вся хозяйственная жизнь землевладельца, и каждому виду работ, каждому празднику и важному событию соответствовали свои обряды, обычаи и песни.

 Особенно разнообразны были весенние жанры, в которых отразились все важнейшие события в пробуждавшейся природе: «на разлив реки», «на выгон скота», пасхальные и другие. От Пасхи до Вознесения водили круговые хороводы, и весенних хороводных песен было великое множество. Этот период и занимает центральное место в календарном году. Кульминацией его является день Вознесения (в четверг за полторы недели до Троицы). В этот день последний раз в году водят хороводы и исполняют обрядовые действа. Обряд называется «Похороны «Стрелы», а в простонародии – «Стрела».

Веками, из года в год проводят его на Вознесекние Господне, Ушестье если по - простому, в селах Яловка и Увелье. В праздник Вознесения с раннего утра, не зависимо от погоды, на всех концах села собираются жители и, выстроившись рядами в ширину улицы, взявшись под руки, идут к центру села с пением «стрелковых» песен. Получается своеобразная перекличка, в которой группы женщин поют «гуканьем» в разнобой (у-у в конце фразы). Собравшись в центре села, водят круговые хороводы: взявшись за руки идут свободным шагом в одну сторону, потом, постояв в конце каждого куплета и послушав  свое гуканье, идут в противоположную. В кругу иногда исполняются шуточные песни с припляской. Когда собирается много народу, то образовывается несколько хороводов, каждый исполняет свою «карагодную» песню, независимо друг от друга.

Одновременно играет и гармошка с бубном, под которые пляшут Елецкого, рассыпуху-полечку, поют частушки. Поводив хороводы, все присутствующие становятся снова в ряды «танок», «ведут стрелу» на край села, также исполняя при этом каждый ряд свою песню. Это многоголосье сливается в единый хор могучий, мощный. Когда двигается эта масса по улице села, кажется, что действительно стрела летит, только огромных размеров. Впереди всех идут ряженые с гармошкой,  цыган с кнутом и цыганка, которые  всех проходящих и проезжающих навстречу колонне, гоняют гнутом, а те, в свою очередь, должны откупиться (дать деньги либо угощение). Особенно радуются дети, они дразнят ряженых, убегают от них, чтобы не попасть под кнут цыгана.

Так двигаются через село за околицу к полю. Там совершается  символическое действо: женщины становятся в хоровод прямо в поле и поют. Обрядовый смысл «вождения стрелы» тесно связан с аграрной магией, с увеличением урожайности. Этому способствовало и «закапывание стрелы». В тоже время «стрела», о которой шла речь в песне, символизировала молнию, а слезы, проливаемые по сюжету песни женщинами, - дождь, поэтому, и сам обряд связывался с вызовом дождя и одновременно должен был защитить урожай и участниц от молнии и невзгод. На протяжении всего праздника одна из старейших исполнительниц несет красную ленточку (лента символизирует стрелу), которую затем и закапывает  в землю.

Совершая этот обряд, отводят от села грозы, пожары, от людей беды, несчастья. Так проводится «Стрела» в селе Увелье. Ведут её старейшие хранительницы фольклора (руководитель Яцкова М.М. и Куканос Л.П.) На этом заканчивается весь обряд, хороводные песни больше не звучат до следующей весны.

ssylka bus gov ru
МИНКУЛЬТ
Правительство
Департамент культуры Брянской области
туризм
грднт