КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

241035, г.Брянск, ул. Майской Стачки, д. 6

59-61-04, nartwor@mail.ru

Схема проезда

«В праздник каш всяк с ложкой ходит — полный черпак семью не разгонит». Русская поговорка. «Бабьи каши» (Бабий день) — день народного календаря у славян, отмечался русскими и белорусами 26 декабря (8 января) или 27 декабря (9 января). На Руси в этот день почитали повивальных бабок и рожениц. Во многих местах по древнему обычаю русские женщины ходили к родильницам с пирогами. Согласно этому обычаю, во второй день Рождества в праздник пресвятой Богородицы в юго-западной Руси многие сельские женщины шли в церковь со специально приготовленными пирогами, «думая этим сделать честь пресвятой Богородице».

Праздник рожениц и повивальных бабок в этот день находит себе церковную параллель в совершении молебна иконе Богородицы «Помощь в родах». Женщины, имеющие детей, приносили повивальным бабкам подарки и угощения: пиво или наливку, пироги, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам. Посещение и совместная еда с повивальными бабками иногда проходила с вечера «до белого света».

Повитуха варила кашу для рожениц из проса или гречихи, трапеза называлась трапезой Роду и роженицам. Этому блюду отводилась важная роль в обрядовых действах. Например, чтобы предупредить низкорослость ребёнка, бабка поднимала горшок с кашей, приговаривая: «Расти высоко-высоко». Чтобы малыш поскорее встал на ноги, старшим детям тоже вручался горшок с кашей: её полагалось съесть на улице, а в пустой горшок посадить петуха или курицу (соответственно полу новорожденного). В этот день стригли первые волосы детям.

Повитухами были («бабничали») обычно замужние женщины, имевшие своих детей и с безупречной репутацией в глазах односельчан. Повитухи знали традиции, у них был большой опыт родовспоможения, владели ритуальной практикой, знали множество заговоров, молитв и просто добрых слов, которые могли приободрить рожениц. Первые несколько дней за молодой матерью также присматривала повитуха. За помощь повитух одаривали подарками, деньгами или продуктами. К моменту крещения повивальная бабка передавала младенца на попечение крёстной матери, но между повитухой и родившимся ребёнком на всю жизнь устанавливалась духовно-родственная связь. Как правило, к родовспоможению привлекались женщины нерепродуктивного возраста, имевшие детей и не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым либо вздорным характером. Считалось, что иначе можно нанести вред как здоровью, так и судьбе новорожденного.

Говорили: «Бабка повивальная – в деревне всем родня дальняя». Они считались как бы проводниками новорожденных в мир. В этот день поднимали маленьких детей высоко над головой, чтобы росли счастливыми. Этим днем открывались Святки, которые длились до самого Крещения.

Подготовлено видео, созданное силами участников художественной самодеятельности, воспитанниками студии «Фантазеры» (руководитель Жорова Наталья Федоровна).

Ссылка на видео: https://youtu.be/uO3ZGILlV84

 

МИНКУЛЬТ
Правительство
Департамент культуры Брянской области
грднт
туризм
ssylka bus gov ru
Роскомнадзор
Газета Культура